Агрессивный ребенок
Все девочки и мальчики в возрасте 12-14 лет основным местом, где чаще всего приходится сталкиваться с насилием, с детской агрессией, называют школу. Эксперты же выделяют три источника столкновения с агрессией: семья, школа, и все то, что можно объединить понятиям «развлечение»: кино, телевидение, компьютерные игры.
В семье ребенку приходится наблюдать примеры агрессии между родителями. Даже если она имеет такие мягкие проявления, как ссоры, это оставляет в детской душе зарубки, которые не исчезают с течением времени и влияют на форму отношений с людьми в течение всей жизни.
К тому же некоторые дети под родной крышей испытывают физические наказания.
Наконец, чего скрывать, именно в семье многие маленькие агрессоры получат похвалу за драки с ровесниками. А тот, кто не имел образца грубого поведения в семье, знакомится с ними в школе, где ее демонстрируют не только сверстники, а иногда непрофессиональные и недобросовестные учителя и воспитатели.
Но чаще всего с проявлениями агрессии дети сталкиваются в фильмах, телепередачах, комиксах, компьютерных играх. Хоть в Конвенции о правах ребенка отмечено: государство должно поощрять разработку принципов защиты детей от информации и материалов, которые наносят вред его благополучию.
Дети не только впитывают эти примеры агрессивного поведения, как губка, но и наследуют, особенно в младшем возрасте, поскольку у них еще не выработался критический «предохранитель» относительно действий киногероев.
Школа должна быть зоной безопасности, ведь в ней дети проводят значительную часть времени. Но в глаза бросается тревожная тенденция: школьники указывают на насилие со стороны организованных групп детей, формирующихся по принципу стаи. Среди старшеклассников увеличивается количество тех, кто сам себя считает агрессором.
Они признают, что им сложно контролировать свои действия. Такие подростки нуждаются в помощи педагогов. Особенно ввиду того, что они сами сначала были жертвами насилия или несправедливости, а теперь своим грубым поведением пытаются что-то доказать окружающим.
Психологи предлагают изменить распространенное отношение к ним исключительно, как к проблемным подросткам, ведь это обычно не дает желаемого результата. Более эффективным путем к снижению их агрессии является обучение навыкам неконфликтного поведения.
Причина насилия между детьми и в том, что педагоги реагируют лишь на его крайние проявления, преимущественно физические, а более мягкие оставляют вне поля зрения. В то же время психологическое насилие — насмешки, обиды, бойкот, злые шутки, групповая травля, подчеркивание физических недостатков, — травмирует несформированную детскую психику не меньше рукоприкладства.
Стоит также обратить внимание на опасность, которую скрывает игнорирование потребностей детей. Классический пример – пропажа денег и вещей у учителей. Очевидно, такие неприятности произошли не сразу, этому предшествовали кражи у детей. Но педагоги и воспитатели не придавали этому значения и начали бить в набат лишь, когда сами стали жертвами.
Школа — зона безопасности или подростковой агрессии
Как этому помочь? Опрос среди школьников продемонстрировал поражающий результат: более чем половина из них убеждена, что преодолеть проблему можно, ответив насилием на насилие. Адекватным считается жестокое поведение относительно агрессора со стороны учителей и родителей.
Поэтому первый шаг: корректировка поведения агрессора, нужно не столько влиять на него, как изменить его окружение. Скажем, позаботиться, чтобы рядом с ним были более сильные дети, которые позитивно мыслят.
Золотое правило в борьбе с агрессией — не проходить мимо, замечать ее. Ведь незначительные ее проявления — игнорирование замечаний учителя, беспорядок в классе — выглядят на общем фоне вроде бы безобидными. Но они — преамбула к угрожающим формам грубого поведения. Поэтому необходимо обращать внимание на такие «пустяковые» вещи, выражать неодобрительную оценку, чтобы маленькие дебоширы не расценивали отсутствие реакции со стороны учителей как поощрение к последующей агрессии.
Не менее важным является обучение педагогов навыкам эффективного общения, уважению к каждому ребенку, вниманию к его потребностям. А сами педагоги должны целеустремленно отрабатывать с детьми приемы неагрессивного поведения в ответ на словесную агрессию, навыки прекращения агрессии относительно себя, чтобы не допустить ее нарастания.
Тех, кто прибегает к грубому поведению, следует учить другим видам общения, формировать привычку продумывать все, что они желают сделать, а не действовать под воздействием эмоций, спонтанно.
Научить агрессивного ребенка иному способу поведения, построенному на обдумывании и прогнозировании своих поступков, значит поставить заслон любым асоциальным, деструктивным действиям не только в школьные годы, но и в последующей жизни.
Только при таких условиях школа может стать зоной безопасности.