Детская агрессия в школьных стенах

Агрессивный ребенок

agressivnyiy-rebenokВсе девочки и мальчики в возрасте 12-14 лет основным местом, где чаще всего приходится сталкиваться с насилием, с детской агрессией, называют школу. Эксперты же выделяют три источника столкновения с агрессией: семья, школа, и все то, что можно объединить понятиям «развлечение»: кино, телевидение, компьютерные игры.

В семье ребенку приходится наблюдать примеры агрессии между родителями. Даже если она имеет такие мягкие проявления, как ссоры, это оставляет в детской душе зарубки, которые не исчезают с течением времени и влияют на форму отношений с людьми в течение всей жизни.

К тому же некоторые дети под родной крышей испытывают физические наказания.

Наконец, чего скрывать, именно в семье многие маленькие агрессоры получат похвалу за драки с ровесниками. А тот, кто не имел образца грубого поведения в семье, знакомится с ними в школе, где ее демонстрируют не только сверстники, а иногда непрофессиональные и недобросовестные учителя и воспитатели.

Но чаще всего с проявлениями агрессии дети сталкиваются в фильмах, телепередачах, комиксах, компьютерных играх. Хоть в Конвенции о правах ребенка отмечено: государство должно поощрять разработку принципов защиты детей от информации и материалов, которые наносят вред его благополучию.

Дети не только впитывают эти примеры агрессивного поведения, как губка, но и наследуют, особенно в младшем  возрасте, поскольку у них еще не выработался критический «предохранитель» относительно действий киногероев.

Школа должна быть зоной безопасности, ведь в ней дети проводят значительную часть времени. Но в глаза бросается тревожная тенденция: школьники указывают на насилие со стороны организованных групп детей, формирующихся по принципу стаи. Среди старшеклассников увеличивается количество тех, кто сам себя считает агрессором.

podrostkovaya-agressiyaОни признают, что им сложно контролировать свои действия. Такие подростки нуждаются в помощи педагогов. Особенно ввиду того, что они сами сначала были жертвами насилия или несправедливости, а теперь своим грубым поведением пытаются что-то доказать окружающим.

Психологи предлагают изменить распространенное отношение к ним исключительно, как к проблемным подросткам, ведь это обычно не дает желаемого результата. Более эффективным путем к снижению их агрессии является обучение навыкам неконфликтного поведения.

Причина насилия между детьми и в том, что педагоги реагируют лишь на его крайние проявления, преимущественно физические, а более мягкие оставляют вне поля зрения. В то же время психологическое насилие — насмешки, обиды, бойкот, злые шутки, групповая травля, подчеркивание физических недостатков, — травмирует несформированную детскую психику не меньше рукоприкладства.

Стоит также обратить внимание на опасность, которую скрывает игнорирование потребностей детей. Классический пример – пропажа денег и вещей у учителей. Очевидно, такие неприятности произошли не сразу, этому предшествовали кражи у детей. Но педагоги и воспитатели не придавали этому значения и начали бить в набат лишь, когда сами стали жертвами.

Школа — зона безопасности или подростковой агрессии

Как этому помочь? Опрос среди школьников продемонстрировал поражающий результат: более чем половина из них убеждена, что преодолеть проблему можно, ответив насилием на насилие. Адекватным считается жестокое поведение относительно агрессора со стороны учителей и родителей.

Поэтому первый шаг: корректировка поведения агрессора, нужно не столько влиять на него, как изменить его окружение. Скажем, позаботиться, чтобы рядом с ним были более сильные дети, которые позитивно мыслят.

Золотое правило в борьбе с агрессией — не проходить мимо, замечать ее. Ведь незначительные ее проявления — игнорирование замечаний учителя, беспорядок в классе — выглядят на общем фоне вроде бы безобидными. Но они — преамбула к угрожающим формам грубого поведения. Поэтому необходимо обращать внимание на такие «пустяковые» вещи, выражать неодобрительную оценку, чтобы маленькие дебоширы не расценивали отсутствие реакции со стороны учителей как поощрение к последующей агрессии.

Не менее важным является обучение педагогов навыкам эффективного общения, уважению к каждому ребенку, вниманию к его потребностям. А сами педагоги должны целеустремленно отрабатывать с детьми приемы неагрессивного поведения в ответ на словесную агрессию, навыки прекращения агрессии относительно себя, чтобы не допустить ее нарастания.

Тех, кто прибегает к грубому поведению, следует учить другим видам общения, формировать привычку продумывать все, что они желают сделать, а не действовать под воздействием эмоций, спонтанно.

Научить агрессивного ребенка иному способу поведения, построенному на обдумывании и прогнозировании своих поступков, значит поставить заслон любым асоциальным, деструктивным действиям не только в школьные годы, но и в последующей жизни.

Только при таких условиях школа может стать зоной безопасности.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук