К чему приводит раннее развитие?

rannee-razvitie

Здравствуйте, читатели блога Мама-дома-365. Постоянно сейчас идут споры о пользе и вреде раннего развития. Стало модно, чтобы ребенок рано начал читать, писать, считать. Обладал какими-то знаниями и умениями, которых нет у большинства детей. Родители с одной стороны испытывают чувство гордости за своего ребенка, с другой показывают другим какие они супер родители.

Только вот, так ли полезно все это для подрастающего малыша? Или это только тешит самолюбие самих родителей? Давайте разберемся. На самом деле, в первые несколько лет происходит активное развитие головного мозга, ребенок запоминает огромный объем информации, учится родному языку, а иногда и не только родному. В мозгу возникает множество новых нейронных связей.

Именно в это время и возникает у многих родителей желание воспользоваться этими изменениями и использовать их во благо развития ребенка. Только вот во благо ли? Дело в том, что, несмотря на бурное развитие, каждый возрастной период детства имеет свою ведущую деятельность. Например, коллективное творчество и пространственное мышление совсем не свойственны двухлетнему карапузу, а вот в шесть — семь лет — как раз возраст именно этих возможностей.

В два — три года у малыша еще не сформирован полностью аппарат артикуляции, а это значит, что буквы будут произноситься не правильно. Многие думают: пусть запомнит сейчас, а произносить правильно еще научится. Но это все равно, что запомнить ингредиенты салата, а учиться его готовить будем через пару лет. Можно. Но нужно ли?

Если ребенок не произносит 2-3 буквы, то это не страшно, а вот если половину алфавита, то с обучением чтению лучше не торопиться. Часто родители в угоду моде и для поддержания собственного имиджа спешат записать ребенка в несколько секций, кружков, пораньше отдать в школу и на языковые курсы.

Давайте подумаем: правильно ли это? В каком возрасте все это будет работать на развитие ребенка, а не вызовет переутомление и нежелание заниматься в плоть до протеста?

Если ребенок устает, он теряет полностью интерес к обучению, к тому же в каждом возрасте есть четкие временные интервалы, когда малыш может удерживать внимание. Даже если вы вывернетесь наизнанку, вы не сможете у ребенка трех — четырех лет удерживать  внимание в течение уже 10-15 минут. Ну не может он пойти против природы. Именно с этим связана специфика обучения в разные возрастные периоды.

Именно поэтому интенсивность обучения дошкольников имеет свою специфику. Не тратьте свои нервы, не ругайте ребенка за то, что он невнимателен. Просто вы требуете невозможного. От первого учебного опыта зависит будущий интерес к познанию и всему процессу обучения.

Произвольное и непроизвольное внимание. Сколько времени ребенок может быть внимательным и не отвлекаться

В возрасте трех — четырех лет малыш концентрирует свое внимание непроизвольно, в игре на том, что его сильно заинтересовало. Но и в этом случае он не сможет концентрироваться больше семи минут.

В четыре — пять лет ребенок вполне может удерживать свое внимание около 15 минут и даже не отвлекаться на посторонние раздражители. Именно в это время родители, видя заинтересованность ребенка в разных видах деятельности, и бросаются в раннее обучение.

В пять — шесть лет дети уже могут удержать произвольное внимание около двадцати минут. Можно заинтересовав ребенка это время полноценно вовлекать его в различные виды деятельности.

А вот уже в шесть — семь лет дети увеличивают время произвольного внимания до 25 минут. Именно в это время часто они идут в школу. Нужно только помнить, что способность к обучению в школе не ограничивается только способностью удерживать внимание произвольно.

Особенности памяти в дошкольном возрасте

Сначала детишки запоминают информацию непроизвольно. А дальше к школьному возрасту начинает развиваться произвольное запоминание. Этапы развития памяти тоже подразделяются по возрастным периодам. Конечно, дети не одинаковы и эти возрастные этапы могут у разных детей сдвигаться. И все же родителям стоит о них знать, чтобы не требовать от ребенка невозможного и не переживать самому, пытаясь добиться от ребенка невозможного.

В три — четыре года ребенок уже имеет достаточно развитый словарный запас, который постоянно пополняется  новыми словами. Обычно этот период связан с непроизвольным запоминанием и памятью, которая связана с определенными действиями.

Детям этого возраста еще очень трудно что-то выучить специально и удержать это в памяти надолго. Поэтому на утренниках в детской саду детишкам не дают учить большие стихотворения. Да и несколько строчек учат детишки долго и повторяют несколько дней. Не раздражайтесь и не сердитесь. Это нормаль. Придет время, и поэмы будут учиться быстро и надолго. Просто еще время не пришло.

В четыре — пять лет закладывающееся произвольное внимание помогает запоминать значительно лучше. Хорошо помогает в этом возрасте двигательная активность, связь движения с образом. Помните всем известную игру «море волнуется». Во время движения и попытки показать различные образы можно показывать и рассказывать о различных морских обитателях. Запоминается детьми великолепно.

В пять — шесть лет развивается произвольное самостоятельное запоминание. В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать, то, что он запоминает. Дети уже могут мыслить образами, понимают явления и осмысливают возможные последствия различных действий.

В возрасте шести — семи лет дети вполне могут произвольно запоминать небольшие объемы разнообразной информации. Дети учатся классифицировать предметы, учатся анализировать и синтезировать полученную информацию. Дети начинают сравнивать, запоминать не только слова и понятия, но и образы.

Как видите, каждый этап жизни малыша идет с постепенным усложнением, и нет возможности, перепрыгнув свои возможности, пойти дальше, даже ради раннего развития. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Приведенные этапы лишь средние показатели и нужно учитывать их при обучении каждого ребенка.

Если торопить ребенка и требовать активно то, что он еще не может сделать, ребенок начнет нервничать и сомневаться в своих возможностях. Если это будет происходить достаточно долго, то это скажется на его характере и самооценке.

Если ребенка излишне тормозить в развитии, в угоду средним показателям, а именно так и происходит в детских садах с большим количеством детей, то неизбежно теряется интерес к познанию и обучению в целом. Ребенку просто становится скучно.

Если малыш не является ярко выраженным вундеркиндом, в каком- то виде деятельности, не стоит заставлять его заниматься чем-либо чрезмерно много. Лучше заинтересовывать ребенка и развивать согласно возрастным особенностям.

Попытка сделать из ребенка вундеркинда и затем хвастаться его успехами перед  другими может привести даже к прямо противоположным результатам. Интерес к обучению может помочь развиваться, а вот нежелание может полностью отбить желание учиться.

Берегите своих детишек и не идите на поводу у моды. Раннее развитие должно быть на пользу, а не чрезмерно перегружать неокрепшую психику. Ваши внимание, любовь и занятия с мамой — самое лучшее, что вы можете дать своему подрастающему малышу.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук