Как приучить ребенка к самостоятельности

Развитие самостоятельности

kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatelnostiДобрый день дорогие читатели! Рада приветствовать Вас на страницах моего блога Mama-doma-365.

Наверно часто родители сталкиваются с несамостоятельностью детей именно в школьном возрасте. Но почему именно в школе проявляется отсутствие или недостаток этого качества. На самом деле все остается так же, как и было. Просто к школьнику начинают резко предъявляться другие требования.

Все, что раньше считалось послушанием вдруг вмиг становиться несамостоятельностью. Такое изменение требований идет и со стороны семьи и со стороны учителей в школе. Оказывается, многое теперь ребенок должен делать сам.
Как же справиться с новыми требованиями и научить самостоятельности?

 Конечно, начинать нужно не тогда, когда ребенок идет в школу. Начинать нужно гораздо раньше, тогда, когда малыш, подражая маме, пытается подмести пол, хоть веник с него ростом. Не пресекать попытки ребенка отрезать что-то ножом (конечно, когда он способен его удержать), а дать тот продукт, который ребенок легко разрежет сам.

Детям с раннего детства свойственно проявление «Я сам». Никто, уверена, этот этап не миновал. Главное здесь не отбить желание «делать» критикой, запретами, желанием самой сделать побыстрее.

Пусть в 3 года сам вырезает свои квадратики и кружочки. Будьте рядом, чуть направьте, а главное не делайте за него, не отбирайте в стремлении сделать лучше и чище. Одна моя знакомая прятала от ребенка ножницы, а потом в 1-ом классе удивлялась: «Почему тот не может нормально вырезать детали аппликации?» Ничего странного нет. Учатся только, выполняя действия самостоятельно и лучше тогда, когда к этому возникает желание

Самостоятельную деятельность детей нужно либо правильно организовывать, либо не пресекать, направляя в правильное русло.

 Что значит не пресекать и направлять?

Взял 3-х летний ребенок нож, чтобы резать вместе с Вами арбуз. Оставьте ему нож, покажите, как правильно нужно его держать. Предложите: « Я отрезаю кусок, а ты нарезаешь мякоть на дольки». Это ему вполне по силам, он с этим справится. Он будет в восторге от того, что помогал Вам и вся семья пользуется плодами его труда. Вы рядом и если что, то подкорректируете его действия.

Пусть, когда отец идет в гараж, то ребенок пойдет с ним. Только не раздражайтесь. Дайте задание, которое и Вам принесет пользу и ребенку будет по силам. Поблагодарите, похвалите его, когда он все сделает.

Самостоятельность формируется из необходимости. Если за ребенка все делают, а этап сделать самому уже пройден, то лишь необходимость заставит ребенка сделать то, что ему не очень хочется. Именно необходимость заставляет, причем незаметно, детей учиться новой деятельности. Не обязательно она ему будет нравиться.

Если по какой-то причине вдруг некому стало одевать пятилетнему сорванцу колготки. Поверьте, он сделает этот сам. Пусть не все правильно получится с первого раза, но он это сделает. Только тут не отказываться надо, делать это за него. Это лишь вызовет слезы и истерику. Создайте реальную ситуацию необходимости

Когда я в молодости работала в детском саду, то в нашей группе не было нянечки. Было время перестройки, нянечек в группах недоставало. Хочешь — не хочешь, а все дети пока я домывала посуду или прибиралась, лишь давая им указания и изредка помогая, уже в 3,5 года все умели правильно одеваться и даже худо-бедно застилали кровати.

Точно такая же возрастная группа в детском саду была с нянечкой. Однажды меня поставили к ним на подмену. За одну смену в их группе всего из 10 человек, я устала больше, чем в своей без няни, с 26 детьми. У наших детей была необходимость делать многое самим. 26 человек не оденешь одновременно. Если одевать каждого, то гулять уже времени не будет. Возникла необходимость у нас — воспитателей группы и мы не особенно задумываясь о возрасте, научили всему детей. К слову, даже в 10 лет не все дети умеют застилать кровать.

Организация самостоятельности

— Не запрещайте ребенку делать что-либо самому. Похвалите, отметьте, что он сделал правильно. Следующий раз он   довольный Вашей оценкой постарается сделать еще лучше.
-Не делайте за него, если у малыша не получается. Лучше, когда некуда торопиться, постарайтесь отточить навык. Учить завязывать шнурки нужно не тогда, когда пора куда-нибудь бежать.
-Старайтесь делать все интересно с привлечением игровой формы. Тогда ребенку будет не скучно и задания пойдут веселее.
-Оговорите обязанности в соответствии с возрастом и его возможностями. Например, в четыре-пять лет ребенок может сам убирать на ночь все свои игрушки. Ведь мама готовит каждый день обед и это за нее никто не делает.
-У ребенка должна быть возможность выбора и принятия собственных решений. Пусть он сам решит, как ему одеться на день рождения товарища, какую сделать прическу. Наверняка Вам не все понравится, но уважайте его выбор. Ошибки неизбежны и все на них учатся.
-Ребенок станет более организованным, если есть режим дня с определенной последовательностью событий. Так ему легче распределять свои силы и нагрузку в течение дня.
-Обращайтесь к ребенку за помощью. Он будет чувствовать свою значимость и важность в Вашей жизни. Будет и дальше стремиться Вам помогать. Только не обманывайте его. Просите реальной помощи. Оценивайте с благодарностью его старания.

Главное, относитесь даже к маленькому ребенку как к личности, проявляйте уважение к его стремлениям.

Пусть в Вашей семье всегда царят мир и взаимопомощь!

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук