Принцип «зеленой пасты», или Влияние исправлений в школьных тетрадях на нашу жизнь

Откуда берутся неудачи?

oshibki-ispravleniyaЗадумывались ли вы хоть раз, как начальная школа и наши учителя влияют на нашу дальнейшую жизнь? Откуда берут свое начало наши достижения или неудачи? Нет-нет, мы не говорим сейчас о воспитании и конкретных личностях школьных учителей. Мы говорим о методах, которыми пользуются в школах и которые психологически откладываются в нашем подсознании, влияя тем самым на нашу взрослую жизнь.

Давайте перенесемся в прошлое. Если у вас есть дети — учащиеся начальной школы, просто возьмите для примера их тетради. Вряд ли что-то сильно изменилось с тех пор, как мы сами были детьми.

Как писались и проверялись контрольные? Ни один учитель не обходился без ручки с красной пастой, то есть ручки для проверок контрольных и исправления наших ошибок. Проверяя работу, учитель подчеркивает красной пастой наши ошибки, акцентирует внимание на неудачном исполненнии задания, надеясь преподнести нам урок в виде того, что это было неправильно и это нужно исправить.

Однако наша фотопамять устроена таким образом, что, видя подчеркнутую красной пастой ошибку, мы полностью концентрируемся на ней. То есть в нашей памяти остается то, что было написано неверно.

Хотим мы того или нет, но так уж устроен человек: если ему указать на ошибку, он запомнит именно ошибку. Он не увидит верный вариант. Ему мешает красная ручка, она словно кричит: «Это неверно!». Но совершенно не дает ответа на вопрос, как тогда верно.

ispravleniya-zelenoy-ruchkoyСлучай, когда мы учимся правописанию и учитель обводит зеленой ручкой самый красивый и верный вариант написания той или иной буквы, получил название «принцип зеленой пасты». Зеленый свет – можно идти, как на дороге, помните? Подчеркнутое зеленой пастой правильное написание призвано отложить в нашей памяти именно такое идеальное письмо и возбудить в нас стремление этот идеал повторить.

Наша фотопамять запоминает, что это хорошо, это правильно, так надо. Здесь задействованы уже совершенно другие эмоции, нежели в случае с ошибками. Эти эмоции положительные: гордость за отлично проделанную работу и желание ее повторить. Потому что если что-то получается идеально, этим можно гордиться. Это можно (и нужно!) повторять. А это уже совершенно другая мотивация. Стимул не избежать любым путем неверного ответа, а сделать еще раз хорошо то, за что однажды уже похвалили.

Отличный экскурс в школьные годы. Однако теперь зададим главный вопрос: «Каким образом выделенные в тетради ошибки могут повлиять на нашу взрослую жизнь?»

Детство проходит для нас так, что мы учимся отделять хорошее от плохого. Однако плохое запоминается почему-то лучше. Привычка концентрироваться на своих или чужих недостатках происходит из детства и сопутствует нам на протяжении всей взрослой жизни. Именно концентрации на неправильном нас учит красная ручка учителя.

Помимо красной пасты, в школе, дома родители всевозможно объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. Однако нас чаще бранили за проступки, нежели хвалили за правильные вещи. Нас наказывали, если мы провинились, однако не поощряли за то, что мы красиво заправили собственную постель или проглотили кашу на завтрак без уговоров. Почему-то большее внимание уделяется тому, что неверно, и как раз это мы и запоминаем лучше всего.

Выделять плохое красным цветом – ошибки, запрещающие знаки — становится привычкой, которую нас заставляют усвоить с детства и от которой затем никак не избавиться, даже когда мы становимся большими и лучше понимаем, что к чему. Эта привычка, сформированная учителями в школе и родителями дома, становится одной из самых главных причин неудовлетворенности собственной жизнью.

Красная паста направляет наше внимание на ошибки, на ошибках мы больше всего и концентрируемся. Мы не видим того, что стабильно и хорошо, зато мы расстраиваемся из-за того, что плохо.

Если человек живет размеренной жизнью, он не будет каждый день просыпаться с улыбкой и говорить, что все хорошо, потому ничего плохого не происходит. Но стоит произойти плохому – все наше внимание, настроение, мысли и эмоции направятся на это самое плохое.

Мы подсознательно выделяем это у себя в голове красной пастой. Все начинается с ранних лет, оттуда мы перетаскиваем свои установки, данные нам родителями и учителями, и не все из этих установок помогают нам жить во взрослой жизни.

Если внедрить принцип «зеленой пасты» в школе и на занятиях с ребенком дома, вы сразу же увидите результат. Зеленой пастой подчеркивать следует не ошибки, а лучшие варианты, на которые следует ориентироваться и с которых ребенку нужно брать пример. Так он будет чувствовать, что вы видите и цените только хорошее, только то, что он сделал правильно.

Вы знаете, что есть неправильные и некрасивые буквы, но вы ему на них не указали, он сам попытается их исправить. Он будет стараться сделать так, чтобы каждая его буква стала идеальной в школе и каждый поступок дома вызывал только одобрение родителей.

Принцип «зеленой пасты» поможет ребенку вырасти не угрюмым пессимистом, для которого стакан всегда будет наполовину пустым. Он станет взрослым человеком, способным радоваться тому, что ничего плохого с ним не происходит. Он станет человеком, который всегда будет уверен в том, что справится с любыми трудностями. Человеком, который будет знать, что всегда есть что-то, что можно выделить зеленой пастой, и это «что-то» очень хорошо. И это нужно ценить.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук