Добрый день, дорогие читатели. Сегодня стала свидетелем, как два карапуза пыхтели и занимались перетягиванием вожделенной игрушки, и как мамы довели обоих до слез. Почему-то родители очень рьяно иногда вмешиваются в конфликты своих малышей.
Часто взрослые забывают, что игра, ребенок – понятия неразделимые. Именно в игре дети познают мир. Они учатся манипулировать предметами, взаимодействовать с окружающими.
Обычно до двухлетнего возраста у ребенка вопрос о том, что такое жадность и щедрость как правило не поднимается в семье. В буквальном смысле малыш смотрит на мир широко открытыми глазами, познавая его, прислушиваясь и наблюдая. На детских площадках родители старших по возрасту детей более всех озабочены, что с малышами нужно делиться. Тянущиеся маленькие ручки к любой игрушке – это норма.
Игрушки для малыша – это его личная собственность. Осознав свое, он научится понимать, что такое есть чужое. После двух лет малыш уже способен разграничить себя от остального мира.
Ошибки взрослых в воспитании привычки делиться
- Стесняясь осуждений и укоров, мамы могут вырывать игрушку из рук своего чада и передавать ее орущему другому ребенку, которому она ну позарез нужна. Это грубо, агрессивно, а самое главное, несправедливо по отношению к своему ребенку.
- В семьях, где растут старшие дети, взрослые зачастую используют этот факт. Старший, значит взрослее, разумнее и щедрее. Права собственности у него ущемляется по непонятным для него причинам. Еще хуже это влияет на младшего ребенка. Он привыкает к тому, что ему постоянно все идут на уступки.
- В разборках детей за игрушки родители должны соблюдать нейтралитет. Становясь на чью-то сторону, интересы, а главное чувства другого могут быть сильно ущемлены.
- Нельзя внушать самим себе, что ребенок какой-то не такой, растет жадиной, тем более говорить вслух фразы «жадина-говядина», «вредина» и т.п.
Что делать, чтобы привить щедрость своим детям
- Дать понять ребенку, что, делясь своей игрушкой, он отдает ее не насовсем, а на некоторое время. Стоит говорить, что другому малышу очень хочется поиграть именно с этой игрушкой, потому что у него такой нет, и он наиграется и вернет. Так начинается общая игра. Детский возраст – период очень быстрого обучения.
- Учить азам взаимообмена. Поделившись своим, ребенок может рассчитывать на такое же действие с другой стороны. Стоит сказать, что, возможно ему что-то понравится из игрушек другого малыша и он захочет с ними поиграть тоже.
- В случае, если в группе детей один из детей, чаще всего трех или четырехлетка, категорически настроен не делиться, не надо заострять внимание всех сразу. Всех сразу нужно переключить на другой вид деятельности. Предложить поиграть в настольную увлекательную игру или в прятки.
- Приучение детей с малого возраста к вежливым словам и выражениям поспособствует тому, что ребенок просто будет стесняться в ряде случаев вести себя агрессивно, отстаивая свои права и защищая частную собственность. В конце концов с ним будет проще договориться.
- Обращение внимание на чувства человека, получившего подарок или сюрприз. Важно объяснить, а главное, наглядно показать, как приятно получить что-то очень желаемое, обратить внимание на то, что и ему самому, т.е. ребенку было бы вот так приятно.
- Когда взрослые становятся свидетелями того, что ребенок сам начинает охотно делиться своими вещами, стоит говорить вслух как похвалу, какой он большой умница в том, что сам проявляет щедрость. Акцентировать его внимание на том, что он бережно относится к своим и чужим вещам.
Так постепенно и в игре ребенок учится жить среди взрослых и сверстников, постигнет нормы и правила поведения. Так хочется сказать: «Дорогие мамочки не торопитесь, нормы культуры формируются не сразу и не за один день. Не обижайте своих детей в угоду хорошему мнению о вас самих!»