Похвала любому человеку приятна, будь то взрослый или ребенок. Но детям она просто необходима, потому как доброе слово повышает самооценку, подталкивает к самостоятельным действиям, да и просто вдохновляет.
Как хвалить ребенка?
Кто-то утверждает, что не стоит скупиться на похвалу; другие говорят, что похвалить можно самого человека, не смотря на его поступок; а третьи уверены, что хвалить стоит только за дело.
В каждом утверждении есть своя правда. Но главное в словах похвалы — это искренность, она должна идти от самого сердца. Особенно данное правило должно работать в общении с детьми, так как они все чувствуют и воспринимают очень эмоционально. Если ребенка хвалить механически, фальшиво, потому что вроде так надо, то он это поймет, почувствует и у него возникнет недоверие к вам и сомнение в правильности своих действий. Хвалить можно за все что угодно, но делать это нужно от души.
Чем меньше малыш, тем больше поводов его похвалить: впервые сел на горшок самостоятельно, сделал первые неуверенные шаги, начал есть самостоятельно, сказал слово «мама». Потом за то, что ребенок правильно говорит и ходит, держит сам ложку. Это превратиться в обыденность, если это делать постоянно. Хвалите за достижение, за приложенное усилие. Пока это огромное событие, как для малыша, так и для его родителей.
Затем, в процессе взросления ребенка будет много поводов для похвалы. Дети методом проб и ошибок будут пытаться познать все в этом мире и задача взрослого стараться не только не мешать, но и помогать им, в том числе с помощью слов похвалы. Ведь доброе слово вдохновляет и вселяет уверенность.
Попытка ребенка что-то сделать самостоятельно, увлеченность действием, независимо от конечного результата, заслуживает похвалы. Пусть ребенок вымыл посуду, но она осталась в разводах и мыле, да еще и одна чашка упала и разбилась, похвалите его, за инициативность и самостоятельность. Конечно, так будет не всегда, рано или поздно качество выполненной работы обязательно должно выйти на первый план. Нужно будет без стресса для ребенка и излишней строгости объяснить, что не достаточно просто что-то сделать, а нужно сделать все правильно и качественно. Развитие ребенка не должно стоять на месте.
Существует мнение, что мальчиков и девочек, с определенного возраста (примерно с полутора лет), нужно хвалить по-разному.
Как хвалить девочек?
Девочек не стоит хвалить за то, что она сделала, похвалите ее саму как личность. Так как в подсознательном уровне, отложиться, что любовь и уважение она сможет заслужить только тогда, когда что-то хорошо и правильно сделает. А саму девочку, как человека, личность и будущую женщину любить не за что. Так страдает женское начало.
Это в корне не правильно. Нужно сказать: «Танечка, ты такая красивая и платье у тебя замечательное», а не: «Доченька ты выбрала красивое платье, ты молодец». Не: «Умничка, хорошо вымыла посуду», а: «Хозяюшка, помощница мамина, взяла и вымыла посуду».
Как хвалить мальчиков?
А с мальчиком все совсем наоборот. Его нужно хвалить за поступки и дела. Когда мамы сюсюкают и хвалят своего малыша: ты моя умничка, прелесть, молодец, вроде они не делают ничего плохого, ведь, как известно доброе слово приятно, но они тем самым способствуют искажению мужского начала в мальчике.
Ребенок привыкает к постоянной похвале ни за что, просто так ему кажется, что он сам по себе хороший и ему ничего не нужно делать, чего-то добиваться. Такие мальчишки во взрослой жизни рискуют остаться маменькимины сынками и в итоге не добьются успеха и уважения. Поэтому, чтобы мальчика спровоцировать к действиям и самореализации, нужно говорить о его заслугах: очень здорово придумал; очень хорошо сделал; молодец, что постарался; лучше тебя это никто не сделает и так далее.
Мальчишке нужна похвала за то, что он делает, за то, чего он достиг. Вместо того, чтобы говорить сыну: заинька, солнышко и так далее, лучше похвалитесь перед родственниками и гостями, какой он нарисовал кораблик или сделал из конструктора замок, выучил новый стих. Для него это важно, это стимул к тому, чтобы сделать еще больше и лучше.
Похвала это: и одобрение чего-либо, и провокация на совершение определенного действия, а так же сигнал для ребёнка правильно или нет, хорошо или плохо он поступает, это эмоциональный всплеск радости. Выражение какой-то из ее форм зависимости от действия и ситуации. Похвала может выражаться не только в добром слове, но и в поцелуе, во взгляде, в рукопожатии.
Хвалите ребенка от всего сердца!