Нарушения письменной речи
Когда наш ребенок идет в школу и обнаруживает проблемы с учебой, мы начинаем читать о различных нарушениях. Но в терминах и найденных словах легко заблудиться. Что означают эти загадочные термины, начинающиеся на «дис-диз» и как распознать сигналы проблемы у собственного ребенка?
Дисграфия, дизорфография или дислексия – сегодня эти диагнозы ставятся гораздо чаще, чем когда-либо. И не обязательно это плохо, ведь за не выявленными нарушениями в прошлом прятались настоящие драмы многих детей. Сегодня мы знаем, что существуют такие расстройства, и осознаем, что мы можем помочь ребенку.
Дисграфия у детей
Дисграфия – это, проще говоря, расстройство, заключающееся в проблемах с письмом. Ее типичные симптомы – это написание на слух. Ребенок не задумывается над правилами орфографии, но пишет так, как он слышит. Кроме того, письмо ребенка часто очень размыто, не читаемо, в нем снова и снова повторяются характерные ошибки.
Как распознать дисграфию?
Признаки дисграфии могут появляться уже в дошкольном возрасте, но мы обращаем на них внимание чаще всего только тогда, когда малыш идет в школу. Тогда мы видим ряд симптомов расстройства, таких как:
— пропуск слова или части предложения;
— очень разный размер букв;
— использование то только больших букв, то только маленьких без намерения подчеркнуть важность какого-то слова или выделить его;
— чрезвычайно нечеткий, нечитаемый почерк;
— жалобы на сильные боли и недомогание в процессе письма. Ребенок не выдумывает – письмо для него является огромным трудом и мучением, так что у него на самом деле появляется боль в руках.
Что делать?
Если вы подозреваете у ребенка дисграфию, обязательно обратитесь к специалистам. На приеме навыки и трудности малыша будут подвергнуты тщательному анализу, и если специалисты подтвердят наличие проблемы, будет назначена соответствующая терапия.
Дизорфография у детей
Дизорфография возникает очень часто одновременно с дисграфией – но не является обязательной ее спутницей. Например, может оказаться, что красиво и хорошо пишущий ребенок имеет дизорфографию – его работы будут переполнены режущими глаза орфографическими ошибками.
Как распознать дизорфографию?
— ошибки, ошибки и еще раз ошибки. Если учительница исправляет ошибки красной пастой, то в работе такого ребенка от красных пометок будет рябить в глазах;
— очень важным для диагностики дизорфографии является тот факт, что ребенок должен знать правила орфографии. Если это не так, то мы говорим скорее о случайностях, чем о проблеме.
Что делать?
Так же, как и в случае с дисграфией, стоит отправиться в клинику. Однако уже с момента постановки диагноза родители могут работать сами – терапия и так в значительной степени лежит на плечах родителей и заключается в интенсивных домашних занятиях. Повторение правил, тренировка правописания, повторение правил, тренировка правописания – и так снова и снова. Это большие усилия, но в то же время единственный способ улучшения ситуации.
Дислексия у детей
Дислексия является очень сложной проблемой, которая сказывается на чтении и письме.
Как распознать дислексию?
Если диагноз дисграфии и дизорфографии довольно прост, постановка диагноза дислексии требует тщательного наблюдения и изучения многих областей жизнедеятельности ребенка в первые годы обучения в школе. Вот некоторые из признаков дислексии:
— трудности со «сложными» буквами;
— смешение и не различение некоторых букв;
— перестановка букв и слогов в слове;
— написание бессмысленных слов;
— очень медленное чтение, запинки в процессе чтения;
— слабое понимание читаемых текстов;
— трудности с различением правой и левой сторон;
— проблемы с запоминанием последовательности (например, времен года, дней недели, месяцев);
— нарушения в произношении слов;
— проблемы с мелкой моторикой (например, ребенок не умеет держать ручку или ножницы);
— проблемы с крупной моторикой (например, «неуклюжая» ловля мяча).
Если вы подозреваете дислексию, как можно скорее навестите врача. Наличие диагноза очень важно, потому что такое серьезное расстройство обязывает школу строить процесс обучения ребенка с учетом его особенностей.
Ребенок с дислексией или вышеупомянутыми проблемами, касающимися письма, не обречен на отсутствие успехов в профессиональных областях! Более того, страдающие дислексией и дисграфией привыкли к тяжелой и кропотливой работе над собой, что приносит плоды в последующие годы. Доказательством этого являются известные дислектики: Альфред Эйнштейн, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен. И кто знает, добились бы они таких вершин, если бы не имели опыта преодоления трудностей с самого детства.