Воспитание у детей гуманного отношения к окружающим

gumannostВоспитание у младших школьников миролюбия, доброты, уступчивости должно стать важнейшей задачей воспитательной работы. В принципе дети смотрят на мир добрыми и доверчивыми глазами, им не свойственна агрессивность на уровне убеждений. Однако споры и драки довольно часто наблюдаются в их поведении (последние в основном у мальчиков). Причиной этого является, во-первых, вышеупомянутая импульсивность, а во-вторых, подражания подобного поведения других.

Именно эти распространенные стереотипы и является главным фактором агрессивного поведения младших школьников. Они концентрируются на так называемом “мужском эталоне”, который еще с дошкольного возраста начинает восприниматься и наследоваться ребятами.

Содержанием этого эталона в том упрощенном варианте, который доступен для младших школьников. В первую очередь это воинственность, то есть готовность вступить в драку. Все другие черты “мужского эталона”: ответственность, сдержанность, благородство и тому подобное пока остаются достаточно сложными для подражания.

Конечно, не следует думать, что на ребят влияет только этот эталон, существуют и просто общечеловеческие образцы поведения, но агрессивные проявления в основном вызываются именно “мужским эталоном”. В последние десятилетия “мужской” стиль поведения все более захватывает и девушек, что делает воспитание миролюбия актуальным для всех детей. Формирование гуманных черт личности должно осуществляться с помощью всех методов воспитания.

 В процессе обучения межличностным отношениям надо стремиться к решению таких задач.

  1. Убедить учащихся в том, что гуманные черты в наибольшей степени украшают человека и ценятся во взаимоотношениях. Это вроде бы банальная мысль, но при ее конкретизации у многих людей возникают вопросы и возражения. Они высказываются в том духе, что доброта и уступчивость не способствуют успеху в жизни, что более необходимым является умение “постоять за себя”, то есть агрессивность.

Дети слышат такие высказывания и усваивают данную позицию. На самом деле это примитивная и необоснованная фактами позиция, за которой чаще всего стоят собственные обиды, недовольство, стремление оправдать собственную агрессивность, то есть психологическая защита.

  1. Показать учащимся образцы гуманного отношения и поведения в типичных для учащихся ситуациях, среди которых, естественно, преобладают различные конфликты. Надо дать образцы миролюбия и уступчивости в данных ситуациях, доказать правильность именно таких форм поведения. Уместно использовать элементы исследования, в процессе которого ученики должны сами предложить миролюбивые и гуманные варианты поведения.

Можно провести конкурс на лучшее решение конфликтных ситуаций. Большие возможности создает использование методов организации деятельности учащихся.

В этом плане наибольшего внимания требует формирование правильного стиля общения учащихся. Если учитель не обращает специального внимания на формы и тон обращения учеников друг к другу, в классе часто царит типичная для детей чрезмерная возбудимость, нервность и грубоватость.

Зачастую бывает так, что в классе есть несколько неуравновешенных и слишком импульсивных по темпераменту или нервированных семейными невзгодами детей, и они определяют конфликтно-суетливый стиль общения. Любое мелкое недоразумение (взял без разрешения учебник или карандаш) вызывает возмущение, жалобы учителю и даже драки.

Создается своеобразная постоянная готовность к конфликтам. Уступчивость совершенно не вписывается в такой стиль общения. Конфликтный стиль общения породил привычку небрежно-грубоватого тона обращений друг к другу и традицию давать прозвища. Используя методы организации деятельности воспитанников, нужно провести специальную работу по формированию гуманного стиля общения между учениками.

Здесь возможны такие меры.

  1. Разработать вместе с учениками кодекс поведения, придав ему какой-то заманчивого названия, например, “кодекс рыцарского поведения”, “путь к совершенству”, “ключ к владению собой” и тому подобное.

Кодекс может иметь, например, следующие положения. Я всегда считаюсь с интересами других людей (товарищей и взрослых), например, не делаю шума, когда другим нужна тишина, не пытаюсь взять себе больше, чем другие, и тому подобное. Я стараюсь видеть в других людях (в частности своих товарищах) в первую очередь положительные качества характера и добрые намерения.

Я более критично отношусь к себе, чем к другим. Я пытаюсь понять и простить ошибки и недостатки других людей. Я стараюсь избегать стычек, бесконфликтно решать все спорные вопросы. В конфликтных ситуациях я стараюсь лучше уступить, чем обидеть своего товарища. Я считаю уступку проявлением настоящей культуры, а не слабости и трусости.

Я обращаюсь к товарищам так, чтобы это было приятно для них. Я веду себя с другими так, как бы мне хотелось, чтобы поступали со мной. Я стараюсь быть внимательным к своим товарищам: знать их интересы и вкусы, помогать им в трудных ситуациях.

  1. Организовать периодическое (допустим, раз в четверть) коллективное обсуждение и оценку выполнения учащимися этого кодекса и награждение их какими-то знаками отличия.

Это может быть, например, первая, вторая и третья (высшая) степени рыцарской чести или выполнения этического кодекса. Можно ввести звания и соответствующие значки: “Золотой характер”, “На пути к золотому характера”, “Мастер владения собой”, “Доброжелательный человек”, “Миролюбивый человек”, “Доброе сердце”, “Чемпион благородства”, “Мастер учтивости”, “Мастер тактичности”, “Твердая воля” и тому подобное. Фантазия детей и педагогов может подсказать немало других интересных отличий.

  1. Проводить коллективные мероприятия, которые объединяют детей, приближают друг к другу и развивают дружеские отношения. Это прогулки, небольшие туристические походы, празднование Дней рождения учащихся, конкурсы, коллективные творческие дела и многое другое.

От того, насколько в детстве усвоятся гуманность в отношениях и желание идти на компромисс в межличностных отношениях зависит, как повзрослевший человек проживет свою жизнь: в мире или в постоянных конфликтах.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук