Детские пороки. Откуда они берутся?
Практически все люди на Земле мечтают о продолжении своего рода, о рождении ребенка, в лице которого есть возможность оставить свой след в истории человечества. Пока такое желание только в перспективе, люди думают о детях, как о прекрасном даре природы или бога. Одни планируют баловать свое чадо, другие воспитывать в строгости спартанца, третьи мечтают сделать из своего ребенка вундеркинда.
Все перечисленные стратегии хороши, но в меру. В любом воспитании есть граница, за которую переходить нельзя. Работа с ребенком должна быть деликатной и обдуманной. Иначе могут произойти изменения в психике любимого чада, поменяются привычки и могут появиться проблемы.
Основные пороки, которые могут появиться у ребенка при невнимательном воспитании:
Детское воровство. Часто случается, что дети воруют чужие вещи. Одни делают это, не задумываясь, а другие сознательно. В основном это малозначимые для них вещи: мелочь из кармана родителей, игрушки у маленьких друзей, безделушка в магазине. Причины таких действий бывают разные. В первую очередь это происходит от нехватки родительского внимания и любви.
Дети могут воровать для того, чтобы насолить родителям или отомстить за какие-то свои детские обиды. Могут увести у соседского ребенка игрушку, потому что мечтали о ней, а родители не купили. Некоторые дети получают удовольствие от краж.
Ни в коем случае не надо сразу наказывать детей при обнаружении факта кражи. Ребенок должен почувствовать, что он не одинок, что его любят и считаются с ним. Только разговорами, приведениями разных примеров можно решать эту проблему.
Детская ложь. Детская ложь бывает разная. Например, в маленьком возрасте дети врут из-за своей безграничной фантазии. Они могут рассказать какую-то историю, придуманную ими, а взрослые верят. Дети живут в своем мире и верят в него. Но взрослея, любимые чада уже могут врать по другим причинам.
Со временем все больше возрастают требования от взрослых, появляются какие-то ограничения в свободе, обязательства. И ребенок, чтобы выгородить себя или для сохранения свободы без ограничений – врет.
Если в маленьком возрасте фантазии можно не заметить, то позже, когда дети станут старше, надо искать причину их лжи. А когда известна причина, можно придумать, как от нее избавится.
Детская зависть. Это обычное явление в психологии ребенка. У кого-то есть игрушки, которые хочется иметь малышу, кто-то имеет велосипед, а у вашего ребенка нет. Кто-то смог увезти детей отдыхать на море, а вы не смогли. Ребенок в своих фантазиях считает счастливее других и подсознательно ставит себя на их место. Отсюда и появляется зависть. В этом случае нужны разговоры с отпрыском. Необходимо объяснять ему, что не надо быть во всем похожим на других, а надо чем-то отличаться. Родителям надо укреплять личность своего ребенка.
Детская жадность. Проявляется жадность еще в раннем детстве. Ребенок воспринимает свои игрушки, как часть себя, и знает, что они принадлежат только ему. Естественно, малыш не хочет расставаться с ними. Так происходит со всеми вещами, которые он считает своими. Ни в коем случае не надо наказывать ребенка за это и тем более не стыдить. Он попросту может замкнуться в себе. Просто надо стараться объяснить ему, как будет лучше всего. Или он играет со своими сверстниками, или проводит время с любимой игрушкой, но в одиночестве. Ребенок должен с помощью родителей постепенно избавляться от жадности.
Детский гнев. Часто, из-за необдуманных действий взрослых у детей появляется агрессия. Особенно если на малышей орут или их унижают. Происходит соответствующая реакция психики. Ребенок может стать озлобленным, гневливым. Даже в маленьком возрасте он может ударить родителя. Ни в коем случае не надо поощрять такое действие. А лучше разобраться, в чем причина такого поведения ребенка. Если причины не в кругу семьи, значит надо искать внешние факторы влияния на психику.
Детское уныние. Очень серьезно надо относиться к случаям, когда плохое настроение у ребенка не проходит длительное время. Следует выяснить причину такого состояния. Может малыш заболел, а возможно появились психологические проблемы в его окружении. В таких случаях, если это не болезнь, то надо просто быть рядом с ребенком, разговаривать с ним, заняться чем-то интересным, отвлечь его от грустных мыслей.
Сотворение кумира. Часто, когда ребенку неинтересно и грустно в реальном мире, он себе ищет объект поклонения где-то в другом месте. Зачастую это телевизионные, компьютерные или мультяшные герои, которым они фанатично поклоняются. Дети переходят в выдуманный ими мир. Меняется поведение, манеры, стиль одеваться. В таком случае родителям обязательно надо вникнуть во внутренний мир ребенка и понять, чем он живет. После этого уже можно проводить стратегию по поиску реального объекта восхищения.
Блуд. Приходит время, когда дети становятся старше и у них появляется желание попробовать что-то, запрещенное раньше. Их тянет к общению с ровесниками противоположного пола. И часто бывает, что объекты платонических или эротических отношений периодически меняются. Не надо из этого делать проблему. Возможно, ребенок еще не уверен в себе или не готов к серьезным отношениям. В таких случаях надо быть другом своему ребенку и помочь разобраться в ситуации с его партнером.
Алкоголизм и наркотики. Одна из главных причин появления такой проблемы – недостаточное внимание родителей или проблемы в семье. Также немалую роль играют средства массовой информации и влияние, тех, с кем общается ребенок. В таких случаях нужно быть очень внимательными к поведению ребенка и при необходимости сразу обратиться к специалистам, и ни в коем случае не надеяться, что все пройдет само собой.
И все же, не смотря на все проблемы, дети это самое дорогое, что у нас есть.