Самая большая детская обида. Воспитание и взаимопонимание

detskaya-obidaДетская обида, детские несчастья, слезы ребенка — если это не каприз — всегда очень тяжелы. Каждый из нас, конечно, как может, защищает детей от невзгод. Но в жизни ребенка могут быть переживания, которые подчас не всегда столь заметны и значительны с нашей, взрослой точки зрения, а в душе ребенка оставляют недобрый след и очень надолго… Чаще всего эти переживания связаны с обидой.

Слово «обида» обычно употребляется в двух значениях. Обидой называют несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, само чувство, вызванное этим. Второе значение — досадный, неприятный случай («Опоздал, такая обида!»). А что ответили бы наши дети, если бы мы спросили у них: что такое обида, что их больше всего может обидеть?

«Обидам» восьмилеток, пожалуй, больше подходит второе значение слова «обида» (досадный случай). «Обиделся на то, что коньки были слишком большие, и я не мог участвовать в соревновании», «Тетя запретила взять на дачу кошку и тем все мои планы испортила…». «Мне не разрешают ходить через дорогу, а хочется ходить везде и смотреть свой город, потому что везде очень и очень интересно!»

Но значит ли это, что у самых маленьких школьников еще нет причин для подлинных обид — огорчений?

Очень часто детская обида — это ссора с друзьями. «Моя самая большая обида — это тогда, когда мы с Ниной поссоримся… Но я очень скучаю о ней и думаю, как мы с ней плохо поссорились. Мы с Ниной в одну минуту подходим друг к другу и просим извинения. И идем с ней во двор».

По детским ответам видно, как строги бывают восьми и девятилетние ребята к своим сверстникам, как судят их за капризы, за драки, как хотят добраться до истины, определить, кто был прав или неправ в ссоре. И невозможность понять причину размолвки тяжело и горько переживается.

Для детей это очень важно: как относиться к обидчику. Наверняка, всем нам случалось попадать в такую ситуацию: озорник стукнул сына, а тот не знает, как быть. Что мы в большинстве своем советуем ребенку? «Дай сдачи!..» Казалось бы, правильно, ребенок должен уметь постоять за себя. Но ведь такой совет может восприниматься и как разрешение причинять другому зло!

Нечестность сверстников — одна из основных детских обид.

«Не держит слова. Договорились встретиться, я его ждал, а он не пришел», «Ребята меняются марками, но Витя ведет себя нечестно…» Шутки друзей тоже иногда помнятся как большая обида: товарищ подбил мальчика вместе прыгать с крыши, а сам не прыгнул и убежал. Другого, тоже товарищ сначала заставил забраться по лестнице на дерево за воланом, который застрял в ветвях, а потом убрал лестницу и еще смеялся…

Ну а что есть в детских ответах о нас, взрослых? Чем мы, иногда вовсе не замечая этого, обижаем детей? Прежде всего, оказывается, ребята обижаются на нас за то, что мы мало бываем с ними. Даже летом, когда у нас отпуск, мы почему-то не берем их с собой, а отправляем в лагерь… Вечерами не играем с ними, не гуляем, не всегда вникаем в то, что у них произошло.

Обидеть ребенка может и наше неосторожное слово: «Когда мы с мамой ходили в зоопарк, мама мне показала на неуклюжего пингвина. «Смотри, — сказала мама,- этот пингвин похож на тебя, ты одеваешься так же медленно, как этот пингвин вылезает из воды». Я очень обиделась и шла рядом с мамой молча…»

Могут быть обидны отношения между близкими взрослыми. Эти отношения могут быть трудны и сложны, и ребенок, к сожалению, нередко оказывается свидетелем того, что при его незащищенности, ранимости не должен бы видеть. «Моя самая большая обида была на папу в день 8 Марта,— пишет одна девочка.— Обидел он не меня, а маму. А когда обижают маму, для меня это очень большая обида, потому что, кроме мамы, меня никто так не любит и я не люблю так никого, как люблю маму.

Был день Восьмого марта, я гуляла на улице, а папа пришел к нам. Он принес мне альбом для марок, а маме не только не принес ничего, но даже не поздравил ее… Было обидно маме, а мне обидно за нее еще больше».

Формирование способности «слышать», понимать другого, помогать ему, откликаться на чужое горе — все это очень сложно и вместе с тем очень значимо для сегодняшней и последующей жизни ребенка.

А зависит этот человечески важный, порой нелегкий эмоциональный опыт, прежде всего, от тех радостей и обид, которые дети переживают и сами, и вместе с нами.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук