Этапы развития речи у детей

etapy-razvitiya-rechi-u-detejРечь – важный психический процесс. С помощью речи происходит все общение среди  людей. Находясь в зависимости от окружающей среды, развитие речи у детей с первых дней жизни обязательно проходит ряд этапов.

Первый подготовительный этап длится в течение года, начинаясь с крика и плача ребёнка. Крик и плач – это ещё не речь, а звуки, стимулирующие развитие дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата.

На второй неделе жизни младенец начинает прислушиваться к голосу говорящего, а под конец первого месяца отличает ласковую интонацию от резкой. Так формируется мелодико-интонационная сторона речи. К началу второго месяца появляется гуление, а в четыре месяца – смех.

 Речь взрослого, обращённая к малышу, вызывает у ребенка интерес: он оживляется, прислушивается к голосу, гулит, смеется, отличает  голоса знакомых людей от посторонних голосов. В пять месяцев малыш старается подражать звукам речи.

Всматриваясь в лицо говорящего, он повторяет артикуляционные движения губ.  Гуление приобретает певучий оттенок. С помощью подражания ребёнок учится воспроизводить не только звуки, но и темп, интонацию, ритм, мелодику речи. С шести месяцев гуление сменяется лепетом.

Воспринимая сочетания звуков (например, тук-тук, тик-так), малыш привязывает их к предмету или действию. Это помогает усваивать новые слова, запоминать их, а затем и реагировать на них. К девяти месяцам малыш должен понимать отдельные короткие инструкции (например, дай мишку) и выполнять их.

К концу первого года в речи ребёнка присутствует до пяти коротких или сокращенных слов, понятных в определённой ситуации. Понимание речи носит ситуационный характер.

Важно отметить, что во время подготовительного этапа для ребёнка важна правильная, чёткая речь окружающих и общение с ними, которое происходит не время от времени, а как можно чаще.

Следующий этап – преддошкольный. Он начинающийся в один год и заканчивающийся к трём годам. На этом этапе происходит развитие активной речи. Охотно прислушиваясь к речи говорящего, малыш повторяет слова. Обычно эти слова получаются искажёнными: многие звуки заменяются, пропускаются, переставляются местами.

Малыш хорошо понимает речевую инструкцию, может показывать названные предметы на картинках. Первые слова обобщены по смыслу. То есть одним и тем же словом, ребёнок выражает разные мысли. Например, сказав слово “чашка”, малыш может иметь в виду следующее: дай чашку, нет чашки, красивая чашка, чашка разбилась и т.д. Подобные слова сопровождаются жестами, яркой мимикой. Обобщённо-смысловой характер слов пропадает к полутора годам.

В полтора года словарный запас малыша составляет около 20 слов. Ребёнок понимает и более сложные инструкции, может уже показывать части своего тела. К началу второго года активный и пассивный словарь малыша интенсивно растёт. К концу второго года малыш знает до 400 слов, понимает инструкцию, состоящую из двух действий (например, “подойди ко мне и принеси погремушку”).

Общаясь, малыш употребляет предложение, состоящее из двух слов, может использовать местоимения “я”, “ты”, “мне”, множественное и единственное число существительных, время и лицо глаголов, может различать предлоги ситуационно.

В два с половиной года малышу можно читать короткие сказки: он их поймёт. На третьем году ребенка начинает формироваться грамматическая сторона речи.

Выражая просьбу одним словом, ребёнок постепенно переходит к несогласованным фразам, которые через пару месяцев становятся предложением с соподчинёнными словами.

К концу третьего года малыш знает около 1000 слов. В его речи присутствуют предложения из трёх и более слов. Малыш понимает значения предлогов, может уже назвать своё имя, возраст, пол. Обычно, согласные звуки произносятся ребёнком смягчённо, звук «Р» не произносится, шипящие заменяются свистящими, а звуки «Г», «К», «Х» заменяются на «Т» и «Д», неударные слоги совсем выпадают.

Ребёнку трудно произнести слишком длинные слова и слова со стечением согласных (например, аквариум). В таких словах звуки переставляются, заменяются, искажаются.

В преддошкольном периоде развития речи очень важно общаться с ребёнком эмоционально, не допускать в речи сюсюканий. Малыш всё понимает, поэтому неправильная речь окружающих может негативно сказаться на его произносительных возможностях.

К началу четвёртого года наступает следующий этап в развитии речи – дошкольный. На этом этапе совершенствуются произносительные способности ребёнка, появляется навык слухового контроля за речью, критичное отношение к ней.

В 4 года в речи ребёнка наблюдается неправильное произношение шипящих, свистящих, звуков «Р» и «Л». Причём, какие-то звуки слишком смягчаются, а какие-то – слишком озвончаются. Поскольку на четвёртом году жизни фонематическое восприятие оказывается полностью сформированным, со временем дефекты в звуковом произношении исчезают.

Значение слов не только уточняется, но и расширяется. Ребёнок начинает понимать многозначные слова и употребляет их в нужном значении. Формирующееся “чувство языка” заставляет ребёнка изобретать неологизмы. Например, процесс поливания из лейки дошкольник может назвать одним словом – леять. Именно чувство языка помогает ребёнку верно определять место ударения в слове, правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.

К четырём годам дети начинают использовать в речи как простые, так и сложные предложения, но чаще это простое распространённое предложение (например, “Я буду красивой, умной тётей”). В пять лет активный словарь малыша составляет до 4000 слов.

Его речь должна быть чистой: звуки произносятся чётко, без искажений, замен, перестановок. В пять лет дошкольник общается сложными предложениями. Речь детей этого возраста напоминает короткий рассказ: о себе, о своей семье, о событиях, которые произошли в течение дня. Дети легко отвечают на вопросы взрослых.

С каждым днём их ответы становятся все более развёрнутыми. Кроме того, пятилетние дошкольники легко составят пересказ прочитанной сказки, потому что на дошкольном этапе развивается один из сложных видов речи – монологическая речь.

В дошкольный период развития речи взрослым следует следить за речью ребёнка, в случае необходимости поправлять малыша, показывать ему образец правильной речи, а также, общаться с ребёнком, как можно чаще, рассказывать ему интересные истории, читать сказки, отвечать на его вопросы.

Важно привить интерес к речи, а в случае речевых проблем – обратиться к логопеду.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук