Дорогие родители. То, что требованиям к нашим деткам возрастают год от года ни для кого уже не секрет. Дети знакомятся с современным миром, узнают новые слова, быстрее родителей осваивают смартфоны и компьютер, но требование к развитию речи остается все то же.
Для того, чтобы родители имели четкое представление о требованиях воспитателей, логопедов, врачей и умениях своего ребенка предлагаю ознакомиться с тем, что должен знать и уметь ребенок двух-трех лет.
Возрастные особенности. Этот период характеризуется быстрыми темпами развития речи. Постоянно обогащается смысловое содержание языка. Быстро увеличивается запас слов. Речь становится для всех понятной, начинают оформляться мысли в предложения.
Наряду с правильным произнесением звуков многие из детей этого возраста еще не произносит звуков р, л и шипящих, не всегда точно употребляют слова, потому что не понимают их значения, не всегда правильно согласовывают слова в предложении. Этому они будут еще учиться.
Речь взрослого становится средством организации поведения ребенка, а в конце третьего года служит уже средством познания ребенком окружающего среды. На третьем году жизни развитие речи детей продолжается в таких направлениях: понимание речи взрослых, овладение активным словарем, совершенствование звукопроизношения, усвоение грамматического строения языка.
Понимание речи
Основные задачи родителей:
♦ Обеспечить развитие понимания речи взрослых.
♦ Учить понимать: вопросы, пояснения, указания, замечания.
♦ Учить обращению ко взрослому, к одному, двум, нескольким детям.
♦ Понимать содержание рассказа, рассказов, сказок, сюжетных текстов с использованием наглядности и без сопровождения наглядности.
♦ Понимать содержание событий и явлений, которых не было в непосредственном опыте ребенка.
♦ Понимать и повторять рассказы о событиях в прошлом и будущем времени. Для этого вызвать у детей воспоминания, расспрашивать их о воспоминаниях, о будущей деятельности (праздники, утренники, спектакли, выходные дни).
♦ Понимать и употреблять в речи обобщенные понятия (мебель, цветы, игрушки).
♦ Самостоятельно называть свойства, качества, признаки предметов и явлений (мягкий, твердый, сладкий), отношения между ними (пространственные, временные, местонахождение).
♦ Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомых текстов.
♦ Различать и понимать названия предметов по внешнему виду (форме, цвету, размеру): «принеси большой красный мяч и маленькую зеленую шарик» и т. д.
♦ Управлять своим поведением (нельзя туда идти, там вода, нельзя пить холодную воду). Запоминать короткие фразы, рифмы, несложные потешки, стишки, песенки.
♦ Понимать содержание доступных детям морально-этических понятий (добрый, хороший, плохой, смелый).
♦ Давать первую обобщенную оценку положительным и отрицательным героям одним словом: «хороший», «красивый», «плохой», сочувствовать положительным героям, возмущаться поведением отрицательных героев во время просмотра театрализованных действ.
Развитие речи. Звуковая культура
Основные задачи родителей:
♦ Продолжать совершенствовать звукопроизношение детей.
♦ Продолжать учить разговаривать четко, ясно, не торопясь, воспитывать средний темп речи, говорить достаточно громко.
♦ Развивать речевое дыхание (смешанное), фонематический слух, способность различать не только дальние, но и близкие фонемы на основе их фонематических признаков.
♦ Учить различать правильное и неправильное произношение звуков, «детскую» произношение от правильного, осознавать «норма» произношения, исправлять неправильное произношение (до двух лет 10 12 месяцев).
♦ Развивать интонацию (тембр, темп, интонация, сила голоса, ударение).
♦ Учить слова отчетливо, подбирать рифмы к словам взрослых.
♦ Упражнять в произношении шипящих звуков и звуков л, р, четкой произношении трех-четырех составных слов.
Грамматический строй
♦ Совершенствовать усвоение ребенком грамматического строения речи.
♦ Учить строить простые распространенные предложения, составлять предложения с союзами.
♦ Ввести в словарь детей союзы: и, а, то, когда, как, только, где, поэтому что, какой, который, зато.
♦ Учить строить предложения разного типа (повествовательные, вопросительные, восклицательные), простые, сложные и с союзами.
♦ Упражнять в правильном употреблении падежей существительных.
♦ Упражнять в овладении ребенком трех лет глагольных форм в повелительном наклонении (ешь, скажи, дай) в настоящем, прошедшем времени I, II, III лица единственного числа настоящего времени (мою, мыл, моешь, мыла).
♦ Учить: правильно употреблять род, число существительных и согласовывать их с прилагательными и местоимениями (моя книга, твоя игрушка).
♦ Употреблять имена взрослых и детей в именительном падеже (Оля, Лена).
♦ Правильно произносить слова с чередованием согласных в основе слова (косить – кошу).
♦ Образовывать слова с помощью суффиксов ласкательно — уменьшительными (палец – пальчик, мяч – мячик, ноги – ножки), увеличение (волк — волчище).
Связная речь (диалогическая, монологическая)
Основные задачи:
♦ Стимулировать и поддерживать желание общаться со взрослыми и сверстниками по поводу совместных действий, игр с игрушками.
♦ Учить обращаться к детям по имени, взрослых по имени отчеству, в процессе общения. Использовать вежливые слова, обращения.
♦ Привлекать к участию в беседе.
♦ Учить обращаться ко взрослым с вопросами, отвечать на вопросы предложениями.
♦ Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин рассказов, сказок.
♦ Развивать инициативу речи, поощрять к высказыванию своего отношение к героям художественных произведений, поведению сверстников.
♦ Стимулировать диалог между двумя детьми.
♦ Развивать умения поочередно выслушивать друг друга, приспособиться к собеседнику, своевременно менять роли говорящего и слушателя.
Советы родителям:
⇒ Активизируйте знания ребенка об окружающем разными вопросами: «Что это такое? Как называется?» «Скажи одним словом.» «Какого цвета рубашка?»
⇒ Пополняйте словарь ребенка новыми словами, не только существительными, но и глаголами, прилагательными, наречиями, местоимениями.
⇒ Проводите разнообразные игры: с целью развития речевого слуха: «Что звучит?», «Что ты слышишь на кухне?», «Какие звуки ты слышишь на улице (в парке, сквере)?»
⇒ Для развития артикуляции звуков хорошо проводить игры-звукоподражания: «Лошадка цокает копытами», «Кто как кричит?»
⇒ Для развития речевого дыхания проводятся игры: «Дунь на одуванчик» (шарики ваты, бумага в бутылку и т. др.)
⇒ С целью обогащения словаря играют во «Что как называется?», «Скажи красивые слова», «Кто что делает?» «Скажи, какой?»
⇒ Проговаривайте с ребенком скороговорки.
⇒ В свободное время (желательно не перед самым сном) читайте детям рассказы, рассказывайте сказки, рассматривайте иллюстрации.
⇒ Обязательно проводите беседы-обсуждения по их содержанию, вводите в словарь новые слова.
⇒ Привлекайте к совместному рассказыванию знакомых сказок.
⇒ Заучивайте с детьми короткие стишки про животных, явления природы, праздники.
⇒ Побуждайте к рассказам о своей деятельности, отгадывайте легкие по содержанию загадок.
Как видите, если вы все осилили прочитать, то все достаточно просто и обыденно. Вы все это постоянно используете в разговоре со своим ребенком. Нужно только не забывать по-доброму поправлять и всячески поощрять общение с вами и другими людьми. Пока готовите, убираете, а ребятенок путается под ногами, держите поблизости детскую книжку и заучивайте стишки, потешки, отгадывайте загадки (соответствующие возрасту).
Пусть ребенок играет и проговаривает свои действия. В этом возрасте они еще не подсели на компьютер и телевизор. Они с удовольствием общаются со взрослыми. Главное сейчас не оттолкнуть и с детского возраста не потерять контакт с ребенком, тогда в подростковом возрасте не придется натыкаться на безразличное молчание сына или дочки, когда вам захочется узнать их последние новости.