Речевое развитие у детей в возрасте от 2 до 3 лет

rechevoe-razvitieДорогие родители. То, что требованиям к нашим деткам возрастают год от года ни для кого уже не секрет. Дети знакомятся с современным миром, узнают новые слова, быстрее родителей осваивают смартфоны и компьютер, но требование к развитию речи остается все то же.

Для того, чтобы родители имели четкое представление о требованиях воспитателей, логопедов, врачей и умениях своего ребенка предлагаю ознакомиться с тем, что должен знать и уметь ребенок двух-трех лет.

Возрастные особенности. Этот период характеризуется быстрыми темпами развития речи. Постоянно обогащается смысловое содержание языка. Быстро увеличивается запас слов. Речь становится для всех понятной, начинают оформляться мысли в предложения.

Наряду с правильным произнесением звуков многие из детей этого возраста еще не произносит звуков  р, л и шипящих, не всегда точно употребляют слова, потому что не понимают их значения, не всегда правильно согласовывают слова в предложении. Этому они будут еще учиться.

Речь взрослого становится средством организации поведения ребенка, а в конце третьего года служит уже средством познания ребенком окружающего среды. На третьем году жизни развитие речи детей продолжается в таких направлениях: понимание речи взрослых, овладение активным словарем, совершенствование звукопроизношения, усвоение грамматического строения языка.

Понимание речи

Основные задачи родителей:
Обеспечить развитие понимания речи взрослых.
Учить понимать: вопросы, пояснения, указания, замечания.
Учить обращению ко  взрослому, к одному, двум, нескольким детям.
Понимать содержание рассказа, рассказов, сказок, сюжетных текстов с использованием наглядности и без сопровождения наглядности.
Понимать содержание событий и явлений, которых не было в непосредственном опыте ребенка.
Понимать и повторять рассказы о событиях в прошлом и будущем времени.  Для этого вызвать у детей воспоминания, расспрашивать их о воспоминаниях, о будущей деятельности (праздники, утренники, спектакли, выходные дни).
Понимать и употреблять в речи обобщенные понятия (мебель, цветы, игрушки).
Самостоятельно называть  свойства, качества, признаки предметов и явлений (мягкий, твердый, сладкий), отношения между ними (пространственные, временные, местонахождение).
Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомых текстов.
Различать и понимать названия предметов по внешнему виду (форме, цвету, размеру): «принеси большой красный мяч и маленькую зеленую шарик» и т. д.
Управлять своим поведением (нельзя туда идти, там вода, нельзя пить холодную воду). Запоминать короткие фразы, рифмы, несложные потешки, стишки, песенки.
Понимать содержание доступных детям морально-этических понятий (добрый, хороший, плохой, смелый).
Давать первую обобщенную оценку положительным и отрицательным героям одним словом: «хороший», «красивый», «плохой», сочувствовать положительным героям, возмущаться поведением  отрицательных героев  во время просмотра театрализованных действ.

Развитие речи. Звуковая культура

Основные задачи родителей:
Продолжать совершенствовать звукопроизношение детей.
Продолжать учить разговаривать четко, ясно, не торопясь, воспитывать средний темп речи, говорить достаточно громко.
Развивать речевое дыхание (смешанное), фонематический слух, способность различать не только дальние, но и близкие фонемы на основе их фонематических признаков.
Учить различать правильное и неправильное произношение звуков, «детскую» произношение от правильного, осознавать «норма» произношения, исправлять неправильное произношение (до двух лет 10 12 месяцев).
Развивать интонацию (тембр, темп, интонация, сила голоса, ударение).
Учить слова отчетливо, подбирать рифмы к словам взрослых.
Упражнять в произношении шипящих звуков и звуков л, р, четкой произношении трех-четырех составных слов.

Грамматический строй

Совершенствовать усвоение ребенком грамматического строения речи.
Учить строить простые распространенные предложения, составлять предложения с союзами.
Ввести в словарь детей союзы: и, а, то, когда, как, только, где, поэтому что, какой, который, зато.
Учить строить предложения разного типа (повествовательные, вопросительные, восклицательные), простые, сложные и с союзами.
Упражнять в правильном употреблении падежей существительных.
Упражнять в овладении ребенком трех лет глагольных форм в повелительном наклонении (ешь, скажи, дай) в настоящем, прошедшем времени I, II, III лица единственного числа настоящего времени (мою, мыл, моешь, мыла).
Учить: правильно употреблять род, число существительных и согласовывать их с прилагательными и местоимениями (моя книга, твоя игрушка).
Употреблять имена взрослых и детей в именительном падеже (Оля, Лена).
Правильно произносить слова с чередованием согласных в основе слова (косить – кошу).
Образовывать слова с помощью суффиксов ласкательно — уменьшительными (палец – пальчик, мяч – мячик, ноги – ножки), увеличение (волк — волчище).

Связная речь (диалогическая, монологическая)

Основные задачи:
Стимулировать и поддерживать желание общаться со взрослыми и сверстниками по поводу совместных действий, игр с игрушками.
Учить обращаться к детям по имени, взрослых по имени отчеству, в процессе общения. Использовать вежливые слова, обращения.
Привлекать к участию в беседе.
Учить обращаться ко взрослым с вопросами, отвечать на вопросы предложениями.
Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин рассказов, сказок.
Развивать инициативу речи, поощрять к высказыванию своего отношение к героям художественных произведений, поведению сверстников.
Стимулировать диалог между двумя детьми.
Развивать умения поочередно выслушивать друг друга, приспособиться к собеседнику, своевременно менять роли говорящего и слушателя.

Советы родителям:
Активизируйте знания ребенка об окружающем  разными вопросами: «Что это такое? Как называется?» «Скажи одним словом.» «Какого цвета рубашка?»
Пополняйте словарь ребенка новыми словами, не только существительными, но и глаголами, прилагательными, наречиями, местоимениями.
Проводите разнообразные игры: с целью развития речевого слуха: «Что звучит?», «Что ты слышишь на кухне?», «Какие звуки ты слышишь на улице (в парке, сквере)?»
Для развития артикуляции звуков хорошо проводить игры-звукоподражания: «Лошадка цокает копытами», «Кто как кричит?»
Для развития речевого дыхания проводятся игры: «Дунь на одуванчик» (шарики ваты, бумага в бутылку и т. др.)
С целью обогащения словаря играют во «Что как называется?», «Скажи красивые слова», «Кто что делает?» «Скажи, какой?»
Проговаривайте с ребенком скороговорки.
В свободное время (желательно не перед самым сном) читайте детям рассказы, рассказывайте сказки, рассматривайте иллюстрации.
Обязательно проводите беседы-обсуждения по их содержанию, вводите в словарь новые слова.
Привлекайте к совместному рассказыванию знакомых сказок.
Заучивайте с детьми короткие стишки про животных, явления природы, праздники.
Побуждайте к рассказам о своей деятельности, отгадывайте легкие по содержанию загадок.

Как видите, если вы все осилили прочитать, то все достаточно просто и обыденно. Вы все это постоянно используете в разговоре со своим ребенком. Нужно только не забывать по-доброму поправлять и всячески поощрять общение с вами и другими людьми. Пока готовите, убираете, а ребятенок путается под ногами, держите поблизости детскую книжку и заучивайте стишки, потешки, отгадывайте загадки (соответствующие  возрасту).

Пусть ребенок играет и проговаривает свои действия. В этом возрасте они еще не подсели на компьютер и телевизор. Они с удовольствием общаются со взрослыми. Главное сейчас не оттолкнуть и с детского возраста не потерять контакт с ребенком, тогда в подростковом возрасте не придется натыкаться на безразличное молчание сына или дочки, когда вам захочется узнать их последние новости.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Простая логическая игра "Поймай кота". Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук