Когда ребенок маленький и послушный — это всех только радует. Мамы хвалятся перед другими отсутствием проблем в поведении своего малыша. Но время идет. С возрастом почему-то начинаются упреки в слабохарактерности и отсутствии воли. Когда же развиваются волевые качества у детей?
Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым родителем. Воля — качество не врожденное. Это качество развивается в процессе жизни на основе взаимодействия с другими людьми и собственного жизненного опыта. От того как воспитывают своего ребенка родители зависит его характер и способность добиваться своих целей во взрослой жизни.
Если ребенка чересчур опекают, все решают за него и ему не нужно прикладывать усилий для достижения своих желаний, то из него, скорее всего, не вырастет человек с твердым характером способный добиваться своего.
От маленького ребенка не ждут проявлений воли, не дают возможность осуществлять собственный выбор. В два года — маленький, в пять — еще рано, в десять — вот вырастет, тогда и будет принимать собственные решения. А в шестнадцать возникает вопрос: почему ребенок слабохарактерный и не может принимать собственные решения.
Такая позиция в корне не верна. Конечно, от маленького ребенка не нужно требовать взрослых решений, но зачатки воли проявляются в:
∗ Наличии определенных целей
∗ В попытке достижения своих целей не смотря на отвлекающие моменты
∗ В умении подождать и осуществить задуманное через определенный отрезок времени
∗ В способности осуществить задуманное, даже преодолевая собственное нежелание
Чтобы со временем воспитать у ребенка сильный характер родителям придется приложить определенные усилия и потерпеть собственные неудобства, а иногда и поискать компромисс. В семье у взрослых должны быть единые требования. Иначе ребенок начнет манипулировать взрослыми, и тогда прощай мир в семье.
Чтобы избежать массы проблем и воспитать волевые качества у ребенка нужно придерживаться нескольких простых правил:
- Единство требований по отношению к ребенку. Если один запрещает, а другой разрешает — нет ничего хуже. Двойственность требований неизбежно приводит к проявлению хитрости у малыша.
- Взрослые должны быть честными по отношении к ребенку и друг к другу. Нужно всегда держать слово. Дети всегда берут пример с нас – взрослых. Когда успокаиваем ребенка, подчас, мы обещаем ему что угодно. А потом находим массу причин, чтобы не выполнять обещанное. Такое поведение учит безответственности и неверию родителям.
- Четкие требования со стороны взрослых. Если сегодня требовать исполнения жестко, а завтра закрывать на это глаза, ребенок перестает верить в обязательность исполнения.
- Нужно постепенно предлагать своему ребенку выбор. Все зависит от возраста. Малышу можно предложить выбрать, из какой тарелки есть, съесть кашу или творог. Свобода выбора должна соответствовать возрасту.
- Постепенно учить ребенка контролировать свои желания. «Давай сейчас купим твое любимое мороженое, но съешь ты его дома, когда помоешь руки».
- Учить справляться со своими нежеланиями ради достижения задуманного. «Я прочитаю тебе сказку, но первый абзац ты прочтешь мне сам».
Чем старше становится ребенок, тем выше требования предъявляются к его поступкам. Важно, чтобы родители понимали, что от них зависит будущий характер их ребенка. От них зависит — сможет ли он в трудный момент настоять на своем, не поведется ли на чужое дурное предложение.
Детство – важнейшие годы. Парадоксы еще никто не отменял. Послушный в детстве, удобный ребенок – всегда безвольный, с кучей проблем взрослый.
Именно от нас родителей зависит, каким вырастет наш малыш.